Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 17, вопросы страхования граждан подпадают под регулирование закона «О защите прав потребителей» и, соответственно, потребитель в случае возникновения спора со страховой компанией может использовать механизмы защиты, предусмотренные этим законом.
Как показывает практика, наиболее распространенными нарушениями прав потребителей в сфере страхования являются принуждение потребителя к заключению дополнительного договора страхования при оформлении кредита и недоплата страхового возмещения при наступлении страхового случая.
В первой ситуации, потребителя заставляют застраховать жизнь и здоровье при получении кредита, хотя российское законодательство предусматривает лишь обязанность страхования предмета залога (квартиры, машины).
Страховщики разными способами «подсовывают» потребителям эту услугу: включая пункт о страховании в договор кредитования или предлагая потребителю подписать отдельный документ о страховании (заявление, согласие, соглашение).
Однако заключение договора кредитования при условии дополнительного страхования жизни и здоровья – это нарушение прав потребителя! Закон запрещает обуславливать приобретение одних товаров, услуг, работ приобретением иных товаров, работ, услуг.
Вторая ситуация, также знакома многим. Очень часто страховые организации при наступлении страхового случая по ОСАГО, КАСКО недоплачивают причитающиеся страховые выплаты.
В подобном случае, для зашиты своих прав потребителю изначально следует обратиться с претензией о пересчете выплаты к страховщику, дабы попытаться решить спор полюбовно. Образец претензии можно найти на интернет-сайтах.
Если же страховщик не одобрил претензию, то потребитель может защитить свои права в суде для этого требуется собрать необходимые доказательства наступления страхового случая.
Ущерб, причиненный транспортному средству при наступлении страхового случая при ДТП можно оценить самостоятельно, обратившись к независимому эксперту. Полученное экспертное заключение, имеющиеся документы – протокол о ДТП, страховой полис, чеки, рекомендуется представить в суд в качестве доказательств нарушения прав потребителя.
Хотелось бы отметить еще один важный момент — наличие у потребителя права просить уплаты неустойки (пени) по договору КАСКО, ОСАГО за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о доплате страхового возмещения.
Чтобы защитить свои права, Вам требуется направить претензию страховщику. В 50% случаев, страховые компании в добровольном порядке возмещают невыплаченную часть страхового возмещения. Если же страховщик не удовлетворил вашу претензию, то следует обратиться в суд.
Наше Общество защиты прав потребителей может помочь Вам с составлением искового заявления, а также осуществить представительство в суде. Записаться на прием к нашим специалистам Вы можете по телефону, указанному на сайте.